История отечественных флагов уходит корнями в глубокую древность.
Мы не знаем точно, как выглядели первые знамёна у восточных славян. Возможно, это были шесты без полотнищ, с прикреплёнными к ним пучками травы или конской гривой вверху (так называемые «чолки стяговые»). С течением времени трава и грива заменились матерчатым клином ярких цветов, крепившимся к древку, над которым стал укрепляться железный «острожник» (навершие). В Древней Руси знамя именовали стягом, а знаменосцы назывались стяговниками.
Выражение "поставить стяг" означало построение дружины к битве. Стяг "стягивал" витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей.
«Наволочить» (надеть на древко) стяг означало привести войско в боевую готовность. Свалить, склонить, «понизить» стяг означало признать свое поражение, поэтому в битве одной из главных считалась задача пробиться к нему, убить богатырей-стяговников и подсечь древко. По количеству стягов определялся состав войска.
Относительно полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских, поляков и литовцев. У скандинавов красный щит, означал войну. Краска, изготовляемая из насекомого – «дубового чернеца», была ярко-розово-красной, поэтому строй «чърленых» русских щитов на поле брани сравнивался с зарею.
По форме некоторые великокняжеские стяги до 988 г. н.э. были трехвостными или с трехступенчатым вырезом на конце, к которому пришивались кисти.
Кроме полотнища и древка, у знамени наличествует «чолка стяговая» (некоторые исследователи называют ее "бунчук". Роль древка могло исполнять и копье, к которому прикреплялся кусок ткани. Он не был большим, представляя собой сужающийся к концу треугольник. Возможно, полотнище имело два или три раструба («хвоста», «хобота»), которые трепетали на ветру подобно языкам пламени, взмывали вверх, создавая приподнятое настроение у воинов, вселяя в них уверенность в победе. Судя по рисункам летописей и тексту "Слова о полку Игореве" в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета, хотя встречаются желтые, зеленые, белые, черные знамена.
Навершия русских знамён обычно делали в форме креста. Люди верили, что этот символ христианства будет хранить их в бою. Православные стяги утверждали силу христианской веры.
В литературном памятнике «Поведания и сказания о побоище Великого князя Дмитрия Донского» впервые употребляется слово «знамение» для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. Помещали также изображения Богородицы, святых, евангельские тексты, кресты. "Знамениями" называли изображения православных святынь. Их рисовали красками или вышивали цветными нитями. То есть после того, как на стягах стали изображать святые лики, они превратились в "знамения", а затем в "знамёна".
Внешний вид знамени, изображения на нём демонстрировали, что это — святыня. Роскошный стяг освещался как икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, бывало, ставили самые чтимые реликвии – так было в 1164 году, когда князь Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери.
Слово «знамя» повсеместно вошло в употребление с XV века.
Использование стягов регламентировалось. Например, в договорной грамоте 1367 г . между великим князем Дмитрием Ивановичем и его двоюродным братом князем серпуховским и боровским Владимиром Андреевичем записано: «А если ты будешь идти со мною в бой, то твоим боярам и слугам, где бы они ни жили, идти под твоим стягом».
Крупные и мелкие феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов, вполне светские символические знаки. Стяги русских князей подобных эмблем не имели, ибо Русь долгое время не знала института герба. Рыцарство, турниры, рыцарские ордена, герольды, трубадуры — все эти атрибуты западноевропейского общества XII— XV вв. были не свойственны Руси в силу особых исторических обстоятельств, прежде всего довлеющего над нею многовекового иноземного ига, которое она преодолела не без помощи православной церкви. Обращения к Богу, к Богородице, к святым заступникам, «помощникам во бранех», в условиях междоусобных войн и постоянной иноверной опасности кажутся естественными. Подобные обращения несли, вероятно, также знамена, сопровождающие русских князей, в их военных предприятиях. И образ Всемилостивейшего Спаса на знамении Дмитрия Донского выглядит вполне достоверным.
По сообщению одного из современников, на белом знамени Василия III изображался библейский полководец Иисус Навин. Почти через сто лет Иисус Навин появляется на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее; на одной стороне Вседержитель (Иисус Христос), правая рука в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени библейский полководец Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.
Русские знамена XVI—XVII вв. обычно кроились «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; треугольник — откос — пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Материалом для знамен служила камка — шелковая китайская ткань с разводами, а также тафта — гладкая тонкая шелковая ткань. В источниках называется также «камка луданная» — шелковая ткань, иногда с блестящей наволокой. Расшивались образы и надписи серебряными, золотыми и разноцветными нитями.
Размеры знамен были, как правило, значительными. Когда Иван Грозный осадил Казань в 1552 г., над русскими войсками развевалось знамя Всемилостивейшего Спаса. Оно было сделано из багряной материи с вышитым золотом и серебром образом Иисуса Христа. И имело длину около 3 м , а высоту по древку 1,5 м . Для ношения знамени назначалось два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым — знамя могло втыкаться в землю. Это древнейшее из всех сохранившихся до наших дней русских знамён. У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где стояло знамя во время боя. Знамя это участвовало в других походах не только в XVI, но и в XVII вв.
Еще больше по размеру знамя — великий стяг Ивана Грозного 1560 г ., площадь которого составляла около 12 кв. м. Оно также хранится в Оружейной палате и подробно описано: «построено» из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса — макового (согласно источникам — бледно-зеленого). В лазоревой середине вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге — Спаситель в белой одежде, на белом коне. По окружности круга — золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним — небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге — святой Архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.
Такая же сложная композиция сохранилась и у государевых стягов в XVII в. Алексей Михайлович, например, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты червчатого цвета с ликом Иисуса Христа. Это знамя — настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи.
Подобным знаменам отдавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.
В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой - архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами.
Эмблемы на знамёнах имели пояснительные надписи. В них объяснялся смысл изображений и назначение знамён.
Во второй половине XVI — XVII вв. использовалось несколько видов знамен: большое царское, сопутствовавшее царю в походах; малое — царского полка; воеводские, именовавшиеся по названию полка, состоявшего под началом воеводы; малые сотенные — дружинные. На больших и малых царских знаменах, чаще всего красного цвета, помещали лик Спасителя. Их украшали изображения ангелов, звезд и крестов, обрамляли золотые и серебряные орнаменты. Полковые знамена тоже несли изображения святых и были богато украшены. Сотенные знамена имели меньший размер и выглядели скромнее. Образы святых на них заменило изображение креста, символизировавшее небесное покровительство, оно же дало им и название крестовых сотенных знамен. Среди разнообразия русских военных флагов того времени можно назвать боярские прапоры — небольшие знамена с длинными хвостами-клинцами, служившие личными знаками родовитым людям. Каждый воевода имел такой прапор. По описанию 1687 года, прапор бояр Романовых выглядел следующим образом. На белом поле с червленой каймой изображен золотой грифон с мечом и щитом в лапах. На щите — небольшой черный орлик. У откоса прапора, на фоне каймы черного цвета были помещены оторванные золотая и серебряные львиные головы.
В XVII веке знамя с полным царским титулом выдавалось самым крупным войсковым частям (например, Большому полку) перед началом боевых действий в торжественной обстановке на Соборной площади Кремля, в присутствии царя и патриарха, которые после молебна пешком провожали знамя к кремлевским воротам, где их ожидали войска. После похода знамя сразу сдавали в Большую Казенную палату.
Источники: Знамя есть священная хоругвь // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 378-402.
Пчелов, Е.В. Флаг и знамя / Е.В. Пчелов // Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М., 2002. – С. 85-88.
Ривина, Е. Герб и флаг / Е. Ривина // Обруч. - 2001. - №6. - С. 20-25.
Соболева, Н.А. Как выглядели русские средневековые знамена / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2003. – С. 122-128.
Соболева, Н.А. Какую роль играли знамена / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2003. – С. 128-133.
Соболева, Н.А. Стяги Древней Руси / Н.А. Соболева // Российская государственная символика. – М., 2003. – С. 119-121.
Цвета и символы на стягах Руси княжеской и царской // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 402-419.
Литература: Государственный флаг Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе / сост. М.К. Антошин . - М., 2003. - С. 39-44.
Дегтярев, А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры / А.Я. Дегтярев. - М.: Военный парад, 2000. – 136 с.
Крэмптон, У. Боевые флаги / У. Крэмптон // Флаги: знамена, гербы, вымпелы. – М., 2001. – С. 12-13.
Дегтярев, А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры. - М.: Военный парад, 2000. – 136 с.
Крэмптон, У. Геральдика и флаги / У. Крэмптон // Флаги: знамена, гербы, вымпелы . – М., 2001. – С. 8-9.
Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев.- М.: Фаир-Пресс, 2002. - 240 с.
Полезные ссылки: История флага России; Флаги Российской империи; VEXILLOGRAPHIA - Флаги России;
|