Наряду с государственным гербом официальным символом страны является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливаются законодательными актами. В каждой стране существуют свои традиции и правила, связанные с государственным флагом. И то, что принято в одной стране, может показаться необычным в другой. Однако, несмотря на различия в обычаях, к настоящему времени международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. И важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности. И, наоборот, уважение, и достойное отношение к чужому флагу — общепринятая норма международных отношений.
Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя». История флагов не просто тесно связана с историей знамен, а является ее частью.
Флаг... Знамя... Что же, собственно, означают эти термины, строгое различие между которыми существует во всех языках? Почему нельзя считать их синонимами? Обо всех этих вопросах надо иметь ясное и прочное представление, прежде чем знакомиться с историей нашего государственного флага.
Итак, начнем со знамени, потому что знамя родилось раньше флага. Знамена — символы объединения и власти. На протяжении человеческой истории существовало большое разнообразие в образцах знамен.
Видимо, не будет большой натяжкой, если мы скажем, что первым знаменем был посох, который держал в своей руке самый первый пастух, идя впереди самого первого стада. Этот посох был и символом власти пастуха над стадом, и символом объединения стада вокруг пастуха. То, что наш пример не абсолютно абстрактен, доказывается существованием символов власти в форме пастушеского посоха: посох как один из символов власти фараонов Древнего Египта, посох христианских епископов и т.д.
Первыми «знаменами» были также военные значки, изготавливаемые даже не из материи, а из металла, конских хвостов и насаженные на высокие пики, очень похожие на современные флюгеры.
Обладать знаменем мог каждый военачальник, как крупный, так и мелкий, если только этот последний был самостоятельным «полководцем», снаряжавшим и владевшим собственным «войском», даже если оно состояло из одного-двух десятков человек. В средние века такие рыцари положили начало девизам — кратким боевым кличам, боевым призывам, которые рыцарь выкрикивал, чтобы собрать воинов вокруг себя.
Позднее эти девизы писались на знамени и на гербах, да и сами гербы часто также стали помещаться на знамени. Отсюда сложилась традиция делать знамена изукрашенными, снабжать их каймой, орнаментом, бахромой, а позднее и изображениями святых или портретами государственных деятелей.
Все это привело, во-первых, к постепенному увеличению размеров знамени, к форме, которая приближалась к квадрату, как наиболее удобному полю для размещения различных изображений, а во-вторых, заставило делать знамена из прочной, тяжелой материи — толстой парусины, бархата, причем часто сложенных вдвое, и нашивать на них в качестве аппликаций металлические и шнуровые изображения, ткать по ним парчовые, блестящие надписи.
Основным требованием к знамени было с самого начала, чтобы оно хорошо различалось не только своими, но и противником. Это определило позднее наряду с блестящими металлическими частями также и цвет первых знамен — они были не только одноцветными, но и яркоцветными — серебряными или золотыми по белому полю, красными с золотым шитьем или черными с золотым и серебряным шитьем.
Другие цвета — голубой, зеленый, желтый, как маркие и быстро выцветающие на солнце и под дождем, быстро теряющие свою идентичность,— практически употреблялись крайне редко и притом мелкими владельцами, в то время как золотые и серебряные знамена на белом фоне стали принадлежностью и знаком самых высоких потентатов — императоров и им равных (пап, патриархов, шахов, негусов, халифов, великих султанов), красные — королей, царей, ханов, черные — великих князей, великих герцогов.
Поскольку королей в средние века было сравнительно много, и к их сану приближались также многие другие владетельные особы в Европе — дожи, курфюрсты, епископы-князья, кардиналы, то именно красный цвет довольно рано стал основным регальным (правительственным) цветом в Европе, а затем и во всем мире.
Знамя в первую очередь — военный знак. И таким оно осталось до наших дней с той лишь поправкой, что оно стало не только принадлежностью военных организаций, но и организаций вообще — общественных, партийных, профессиональных, спортивных, молодежных и других.
В Европе полотнища на знаменах появились на рубеже II - I вв. до н.э. в римском войске. Знамёна в Риме называли «вексиллум» (vexillum ), откуда и происходит название исторической науки, изучающей знамёна, — вексиллологии. Исторически сформировались разновидности разновидности знамен и присущие только им особенности.
Перейдем теперь к флагу.
Флаг по сравнению со знаменем крайне молод. Флаг — продукт буржуазных революций в Европе, результат создания национальных государств на месте свергнутых феодальных монархий. Именно поэтому, устанавливая национальные флаги, буржуазия порывала в них со всеми принципами, священными для построения знамени, и в первую очередь со всем тем внешним, что напоминало знамя.
Вместо двух тяжелых полотнищ - одно из очень легкой материи — бантинга. Никаких надписей! Никакой бахромы и украшений! Никаких пики, шеста: флаг поднимается на шнуре. Знамя принадлежало всегда одному лицу, одному сюзерену, одному войску, одному сословию, одной организации. Флаг, наоборот, принадлежит всей стране, всему народу, всей нации, всем его сословиям. И если эта нация едина национально, как французы, но в ней существуют разные сословия, разные классы, то отражением этого положения служит различный цвет полос национального флага. Если же в стране единой политически существовали две-три нации, то национальный флаг соединял в себе их национальные цвета или их национальные символы.
Если же страна не хотела являть себя миру, как разделенную на сословия или классы, если она считала, что представляет одну нацию, то и этот факт отражался в национальном флаге: он получал один цвет, и на нем страна выглядела как простой конгломерат административных единиц, каждая из которых обозначалась одинаковым значком — звездочкой. Именно так произошел американский флаг.
Основное в государственном национальном флаге — это цвет или цвета. В том случае, если цветных полос несколько, чрезвычайно важно учитывать расположение этих полос друг к другу, их направление от древка — вертикальное или горизонтальное, а иногда и диагональное. Важна и площадь, которую каждый цвет занимает на полотнище.
Помимо цвета, на флаге могут быть нанесены различные эмблемы, дополнительно символизирующие данное государство, уточняющие его характер. Из всех элементов флага самым подвижным, изменяемым являются эмблемы, а наиболее постоянным — цвет. Изменение цвета, как правило, бывает связано с коренным изменением государственного строя, хотя и не всегда.
За последнее столетие, особенно после первой мировой войны и создания в Европе национальных государств, а также в связи с резким сокращением во всем мире монархий, являвшихся последним оплотом совмещения государственного знамени с национальным флагом, государственные национальные флаги становятся главными символами суверенитета для любого государства, и те государства, которые их не имели, должны были уже в наше время также создать свои национальные флаги, то есть подчиниться общепринятой мировой системе государственных символов.
Источники: Знамя есть священная хоругвь // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 378.
Похлебкин, В.В. Происхождение и история создания государственного флага нашей Родины / В.В. Похлебкин // Встречи с историей: науч.-попул. очерки / сост. И. А. Андреев. – М., 1987. – С. 4-7.
Соболева, Н.А. Что изучает вексиллология / Н.А. Соболева // Российская государственная символика. - М., 2003. – С. 97-100.
Литература: Государственный флаг Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе : метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин. - М., 2003. - С. 39-44.
Крэмптон, У. Разновидности флагов / У. Крэмптон // Флаги: знамена, гербы, вымпелы. – М., 2001. – С. 6-7.
Крэмптон, У. Эволюция флага / У. Крэмптон // Флаги: знамена, гербы, вымпелы. – М., 2001. – С. 4-5.
Полезные ссылки: VEXILLOGRAPHIA - Флаги России; Флаги России; «Родословная» российского флага
|