Двуглавый орел впервые появился в России в конце XV века на великокняжеской печати Ивана III Уже более 500 лет он считается символом России. За это время двуглавый орел был символом Московского государства, затем гербом Российской империи, а в наши дни он общепринятый Государственный герб Российской Федерации.
Точную дату появления изображения двуглавого орла на Руси для историков XIX века определил сохранившийся исторический источник – грамота великого князя Ивана III Васильевича. В 1497 году была составлена меновая грамота(1) от имени великого князя Ивана III его племянникам – Волоцким князьям Федору и Ивану Борисовичам. В грамоте были определены границы принадлежащих им земель. По традиции того времени грамота была скреплена печатями великого князя, митрополита и князей Волоцких, привешенными к ней на шнурках.
На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя. Эта печать, где впервые появился государственный герб, стала темой для размышлений, источником многочисленных гипотез ученых и «неученых» историков. В ней интересно все: изображения, их сочетание, титул. И все загадочно: время возникновения, причины принятия, политическое и общественное значение в эпоху средневековья, значимость в наши дни.
Титул главы государства всея Руси воспринимали как титул короля. Так, в Великом княжестве Литовском — основном внешнеполитическом сопернике Руси — крайне болезненно реагировали на рост престижа великого князя московского, в особенности после того, как он стал государем, да еще не просто государем, но и государем всея Руси.
С 1478 года Иван III не мог добиться от великого князя литовского и короля польского Казимира признания своего нового титула "государя всея Руси". Казимиру Ягеллону этот титул казался покушением на русские земли, находившиеся в составе Великого княжества Литовского. Действительно, некоторые западнорусские князья и бояре со своими землями были склонны вернуться в состав всея Руси. Вяло протекавшая в 1487 — 1494 годах война Русского и Литовского княжеств завершилась присоединением некоторых верхнеоцких ("верховских") земель к Руси, но она не привела к урегулированию титулатурного спора. Несмотря на заключение брачного союза - новый литовский князь Александр Казимирович в 1495 году вступил в брак с Еленой Ивановной Московской, - отношения двух соседних государств оставались напряженными.
Таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года — это титул притязания на неограниченную власть внутри страны, на "собирание" земель домонгольской Руси, а вне пределов Руси его употребление было чревато различными внешнеполитическими осложнениями.
Начало XVI века не внесло новшеств в государственную эмблематику.
Положение правившего с 1505 по 1533 годы Василия III Ивановича было весьма щекотливым. При обосновании своих прав на положение государя всея Руси он мог ссылаться лишь на родительскую волю. А этого после церковного венчания на великое княжение в 1498 году было уже маловато. Поэтому Василий III неоднократно предпринимал шаги для организации подобной же процедуры собственного венчания на престол. Он пытался использовать для этого различные внешнеполитические успехи. Уже после присоединения Пскова в 1510 году Василия III стали иногда называть царем. Царский титул попал в договор с Римской империей, заключенный имперским послом Ю. Шнитценпаумером после завоевания Смоленска в 1514 году. Однако на монеты этот титул еще не попал.
О придании своей власти законности с помощью венчания великий князь и государь всея Руси Василий III особенно пекся в 1518 году, после новой победы в очередной, уже третьей, русско-литовской войне XVI столетия, и в 1523 году. В связи с этими усилиями и была, по-видимому, создана первая редакция "Сказания о князьях владимирских", повествовавшего о происхождении всего рода русских князей не просто от Рюрика, а от римского императора Августа (24 год до н.э. — 14 год н.э.).
Но даже неожиданно обнаружившаяся древность рода не помогла Василию III добиться столь долго и упорно желаемого им церковного венчания. Удачливого соперника и победителя Дмитрия-внука не поддержали его собственные бояре. Василий III в течение всего своего 28-летнего правления должен был удовлетворяться положением невенчанного государя. Поэтому он вынужден был пользоваться теми же печатями, что и его отец. Образцы их сохранились в Датском королевском архиве. Верительные грамоты(5) русским послам 1516 и 1523 годов скреплялись красновосковыми печатями диаметром 7 см, а договор от 1 июня 1516 г. снабжен золотой печатью диаметром 4 см. В надписи на этой последней печати, в отличие от красновосковых, Василий III именуется царем и государем. На всех этих печатях изображены всадник и двуглавый орел.
Печать с такими же эмблемами Василия III получил и его сын Иван IV, прозванный Грозным. Он стал великим князем в трехлетнем возрасте, тотчас по смерти отца в 1533 году.
В его долгое, полувековое правление было создано огромное количество печатей, которые в письменных источниках того времени называются по-разному. По материалу — золотая или черновосковая, по месту употребления — путная, походная, по размеру — большая, средняя, меньшая, по типу изображения и надписей — обычная, рядовая, кормленая, и даже по способу хранения — воротная, т.е. носимая на шее.
Один из документов гласит: "Того же году февраля в 3 день царь и великий князь печать старую меньшую, что была при отце его, великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую, складную: орел двоеглавной, а середи его человек на коне; на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог". Золотая печать такого же, как и печать Василия III , диаметра — 7 см и толщиной почти в 1 см скрепляла договор Ивана IV с Данией от 7 августа 1562 г. Она была привешена на золотых нитях, узел на которых был украшен жемчугом. Появление такой двусторонней печати Н.П. Лихачев назвал "реформой печатей", трактуя это событие как "образование особой государственной печати".
По масштабам воздействия на русскую символику введение новой печати вполне может быть названо реформой. После 1561 года преобладающей стала печать с двуглавым орлом на обеих сторонах: то без грудного щитка, то со щитком и всадником, то со щитком и единорогом. Традиция расположения титула концентрическими кругами, как и концепция двусторонней печати с орлом, была унаследована многими преемниками Грозного — Федором Ивановичем, Борисом Годуновым, Дмитрием Самозванцем, Василием Шуйским, Михаилом Романовым, Алексеем Михайловичем. В чем смысл этой реформы? Царь отказался от мысли о равнозначности двуглавого орла и всадника. Двуглавый орел символизировал его в качестве "государя", а всадник символизировал Московское княжение. Отныне всадник располагался лишь в грудном щитке орла, а на аналогичном месте оборотной стороны печати возник другой символ, почти незнакомый до того русской геральдике, — единорог. Печать же должна была показать равнозначность этому новому символу старого московского всадника — "ездеца".
Использование образа единорога на печатях, как и самую реформу печатей, связывают с именем выдающегося политического деятеля времени Грозного — Ивана Михайловича Висковатого. С 1549 года он возглавлял Посольский приказ, а с 1561 года стал и печатником. Ему же была поручена так называемая воротная печать, которую он носил на шее.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Титул самодержца унаследовал и первый царь, занявший русский трон в результате избрания, — Борис Годунов. К прежним регалиям он добавил еще одну, хорошо известную на Западе, — державу, которая в чине его венчания именовалась "яблоко". По форме она действительно напоминала яблоко: это был шар, завершавшийся крестом и украшенный священными изображениями, символ солнца и космоса, власть над которыми принадлежала Христу и лишь отчасти "делегировалась" им императору. Держава вручалась вместе со скипетром и прежним напутствием, как надо "вданное ти скипетро правити хоругви Великого Российского царства".
Борис Годунов мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И орел на гербе Бориса Годунова отразил это общественное мнение.
Источник: Голованова, М.П. Печать владений, герб наследия / М.П. Голованова // Герб, флаг, гимн России. - М., 2004. - С. 32–70.
Княжество // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 29–112.
Пчелов, Е.В. Государственный герб / Е.В. Пчелов // Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учеб. пособие для 5-9 кл. - М., 2002. - С. 5–80.
Соболева, Н.А. «Преславный орле…» / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2002. – С. 11–96.
Государственный герб России
Литература:Государственный герб Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин. - М.: АЙРИС-пресс, 2003. – С. 31-39.
Энциклопедия российской монархии: Чины. Церемонии. Гербы. Дворцы / под ред. В. Бутромеева. – М.: Деконт плюс, Подкова, 2000. – 336 с.
Полезные ссылки: История российского герба; Герб России
|