"Безгосударство" для России окончилось в 1613 году, 11 июля этого года на трон вступил Михаил Федорович Романов, основатель новой и последней династии русских царей. Чин венчания и набор регалий обряда его венчания в целом остались неизменными. В этом можно убедиться, сравнив чины венчания последнего Рюриковича — царя Федора Иоанновича, Бориса Годунова и царя Михаила Романова. Во время возведения на престол на государя возлагали венец — шапку Мономаха, вручали скипетр, державу и другие символы. Повторялась церемония, вручались одни и те же знаки, в определенной последовательности произносились одни те же слова. По представлению людей Средневековья это означало вечность и стабильность государства, власти.
До перемен в области символики дело дошло не скоро. По-видимому, в начале царствования Михаил пользовался двусторонней ("складной в дву кругех") серебряной печатью, на которой были "в кругах животворящие кресты и орлы, а в орлах ездец и инрог", т.е. всадник и единорог. Титул размещался на трех окружностях. Лишь в 1625 году, согласно царской грамоте в Туринский острог, предписывалось пользоваться новой печатью с одной короной над головами орла и словом "самодержец".
В целом же первая половина XVII века бедна новшествами в государственной эмблематике. Это и понятно. За 30 лет правления Михаила Федоровича Российское царство едва успело оправиться от потрясений Смуты. Не до эмблематики было... Единственной сферой, где подспудно зрели начатки новых государственных эмблем, были царское хозяйство и царский быт. На очередь встал другой вопрос — вопрос о престолонаследии и очередном венчании. Освободившийся после смерти царя Михаила трон должен был занять его сын.
В 1649 году, через четыре года после венчания царя Алексея Михайловича, Россия обрела Уложение — основной закон самодержавной власти, который в течение долгих столетий не был заменен. В Уложении ни слова не говорилось о гербе, однако о "большой государственной печати на красном воску" речь шла дважды. Уложение предписывало пользоваться именно ею в тех случаях, когда выдавались жалованные грамоты "на путь" (управление определенными территориями) путным ключникам и стряпчим, на городские земли — посадским людям, а также волостным крестьянам и ямщикам. Однако в других случаях можно было ограничиться либо дворцовой (т.е. Большого дворца), либо просто государственной печатью. Уложение регламентировало лишь внутреннюю сферу применения государственной печати. Однако оно не касалось главной, внешнеполитической сферы. В конце XVII — начале XVIII столетия большая государственная печать прикладывалась к международным договорам и иногда к дипломатическим посланиям. Охранные грамоты послам скреплялись средней или малой печатями. И поскольку они должны были доносить до сведения иностранных государств точные данные о реальном объеме и территориальных границах власти русского государя, эти печати часто переделывались.
Объединение Украины и России сопровождалось появлением государственного герба и на монетах. На рублевиках 1654 года титул звучал так: "Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России". Всадник — "человек на коне" — уже лишен копья, он держит прислоненный к плечу скипетр, а также поводья, двуглавый орел на обороте увенчан короной. Более подробен титул строчной надписи оборотной стороны алтына и грошевика: "Государь царь и всея Великия и Малыя России самодержец".
Несоответствие старой государственной печати новому титулу государя, после Андрусовского перемирия с Речью Посполитой 1667 года торжественно именовавшегося "всей Великой и Малой и Белой России самодержцем", ощущалось очень отчетливо. И в 1667 году была сделана новая попытка привести герб страны в соответствие с титулом государя. 14 декабря 1667 г. последовал указ "О титуле царском и о государственной печати", в котором находилось и описание герба. Была создана композиция с орлом в центре печати, пополненной рисунками крепостей по три с каждой стороны, буквами В, М, Б слева и В, С, 3 справа от зрителя, скипетром и державой в лапах орла. Место и тип креста были изменены. Если раньше крест венчал средний зубец короны и как бы выходил из нее, то теперь в орнаментальном поясе, отделяющем изображение от надписи, был сделан перерыв. Вместо восьмиконечного креста появились три четырехконечных креста на коронах. Титул, написанный сокращенными словами и окружающий все изображение, был размещен на одной стороне.
Обобщенный и маловыразительный характер этой печати, созданной в традициях провинциальной тогдашней графики, мало удовлетворил царя Алексея, хотя печать широко использовалась в дипломатических документах.
Задолго до получения титула императора, в 1714 — 1720 годах, Петр I пользовался личной печатью, изготовленной, по-видимому, в 1711 — 1712 годах. На одной из сторон трехгранной печати из дымчатого топаза царь в короне и спадающей с плеч мантии, с резцом и киянкой в руках трудится над незаконченной статуей женщины с державой и скипетром, короной и мантией. Вся эта сцена развертывается на фоне Невы с плывущим кораблем и озарена лучами света из всевидящего ока наверху печати. Образ сотворения женщины России поднимал царя до уровня божественного творца. На другой стороне печати изображен традиционный двуглавый орел с всадником, а на третьей — облако, рука из которого протягивает корону.
По принятии Петром императорского титула последовал сенатский указ от 6 декабря 1721 г. о том, чтобы нынешний титул вырезать на стали. На следующий год А. Д. Меншиков по приказу канцлера Г.И. Головкина распорядился изготовить "государственную печать и в круге оной вырезать новый его императорского величества титул, а между гербом и титулом вырезать провинциальные гербы".
В символике Петровского времени отчетливо прослеживается мотив обожествления царя. Первому императору удалось доказать своим соотечественникам, что задачу возвеличения России он выполнил с честью.
При Екатерине I в соответствии с сенатским указом 1726 года следовало изготовить "печать... золотую, на которой вырезать орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красном поле. А вкруг той печати надписание: "Божиею милостию Екатерина, императрица и самодержица всероссийская». Представления о коронах и всаднике уточнены в записке Военной коллегии 1729 года. Средняя корона — это большая императорская, а всадник — "Георгий на коне белом, побеждающий змия". 25 февраля 1730 г. был утвержден рисунок герба: "Двоеглавой орел черной, на главах короны, а наверху в середине большая императорская корона — золотые; в середине того орла Георгий на коне — белые, побеждающие змея, епанча и копье желтые, венец желтой же, змий черной".
В последующее время никаких особенных новшеств в герб не вносилось вплоть до правления Павла I .
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
Вид государственного герба при Александре I в некоторой степени изменился. Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России. Присоединение герцогства Финляндского в 1809 году (а, соответственно, пополнение титула словами "великий герцог финляндский") привело к появлению в гербе новой эмблемы (утверждена 26 октября 1809 г.) — лев на сабле с мечом в правой передней лапе и новой золотой короны с двумя дугами, украшенными жемчугом, и двумя государственными орлами, увенчанной "яблоком" с алмазным крестом. Такой короны в действительности не существовало, были лишь ее геральдические описание и изображение. Иным стал и общий облик государственного орла. Вместо вытянутого по вертикали появился стилизованный ампирный орел с широко распростертыми по горизонтали крыльями. Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну, и три короны; в лапах - не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла - поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855).
Государственный герб при Николае I претерпел изменения. Хоругвь с орлом, возвышавшаяся над короной — нашлемником, заменила знамена. Николай I ввел девиз на шлеме: "С нами Богъ". Иным стало положение крыльев архангелов. Место высоко поднятых и узких крыльев заняли так сильно раскрытые, что внешние их края выходили за пределы сени, а на внутренние концы опирался шлем. 15 сентября 1832 г. был утвержден герб с пятью царскими (казанской, астраханской, сибирской, польской, Херсонеса Таврического) и одной великокняжеской (финляндской) коронами над гербами на крыльях орла. Аналогично расположение этих корон и на большой государственной печати, где вокруг щита были помещены гербы провинций и областей.
В начале 50-х годов была преобразована Герольдия, она стала департаментом Сената. В конце правления Николая I была задумана новая реформа гербов, но при нем она не была осуществлена. Трагический конец его правления пришелся на время принесшей позор России Крымской войны.
Александр II. В центре Большого государственного герба 1857 года помещен главный щит с черным двуглавым орлом в золотом поле. Щит увенчан шлемом св. Великого князя Александра Невского. На груди орла покоится щит с московским гербом - св. Георгий, побивающий змея. Вокруг главного щита - цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели. С правой стороны (левой от зрителя) - св. Архистратиг Михаил, с левой - св. Архангел Гавриил. Центральная часть герба объединяется сенью с Большой императорской короной и государственной хоругвью над ней. В верхней части герба помещены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и областей, по три щита с правой и левой сторон от государственной хоругви. Эти щиты расположены на одной горизонтальной линии с государственной хоругвью. Девять щитов, увенчанных коронами, с гербами Великих княжеств и Царств и гербом Его Императорского Величества, расположены по окружности.
Одновременно были введены Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой основу Большого герба империи, но без шести верхних щитов и без государственной хоругви. Малый государственный герб был представлен в двух вариантах. Первый - собственно двуглавый орел с гербами на крыльях, второй - тот же двуглавый орел, но в щите и с присоединением императорской сени.
Проект Большого герба 1857 года был принят в России неоднозначно и стал предметом серьезных споров. Духовенство обратило внимание на изображение в качестве щитодержателей святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Московский митрополит Филарет заявил, что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам Господа Вседержителя, и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных. Кроме того, использование их в качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная выше власти земной. Митрополит написал в связи с этим протест графу В. Адлербергу, министру двора. Тот доложил царю. Царь повелел устранить щитодержателей. В окончательном проекте святые архангелы все же остались, но были изображены в гербе не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов. Другим вопросом, вызвавшим недоумение, было явное предпочтение в новом гербе присоединенных территорий и умаление гербов русских княжеств. Действительно, гербы исконно русских княжеств и других территорий даны явно ущербно, что не соответствует их действительному месту и роли в процессе становления Российской империи. И, наконец, барон Кене исказил цвета московского герба. Если раньше змей был черный и символизировал зло, то теперь золотой с зелеными крыльями змей стал, по толкованию цветов, - символом великого богатства и надежды. Получился некий геральдический парадокс: св. Георгий убивает великую надежду России.
24 июля 1882 года Император Александ III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана. Наконец после вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого и Малого Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным. Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом. В своем окончательном виде Большой государственный герб сложился в 1882 году. Дополненный и уточненный Большой герб империи был утвержден императором Александром III 3 ноября 1882 года. Герб сохранил старую композицию, но с некоторыми отличиями. Так, крылья св. архангелов прежде были подняты вверх, а теперь опущены. Меч св. Архистратига Михаила был опущен вниз, а теперь поднят вверх. В 1857 году в гербе отсутствовали лавровые и дубовые ветви. Верхние шесть щитов с гербами российских территорий располагались вначале по горизонтальной линии, а теперь по дуге окружности. Иными стали порядок расположения этих щитов и число гербов в них. Были соединены в один щит гербы княжеств и областей Белорусских и Литовских. Добавлен новый щит с гербом Туркестана.
Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).
Источник: Голованова, М.П. Империя восходящего и заходящего солнца / М.П. Голованова // Герб, флаг, гимн России. - М., 2004. - С. 71–91.
Пчелов, Е.В. Государственный герб / Е.В. Пчелов // Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учеб. пособие для 5-9 кл. - М., 2002. – С. 5–80.
Соболева, Н.А. «Преславный орле…» / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2002. – С. 11–96.
Царство // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 143–253.
Государственный герб России
Литература: Вилинбахов, Г.В. Государственный герб России. 500 лет / Г.В. Вилинбахов. – СПб.: Славия, 1997. – 167 с.
Государственный герб Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин. - М.: АЙРИС-пресс, 2003. – С. 31-39.
Энциклопедия российской монархии: Чины. Церемонии. Гербы. Дворцы / под ред. В. Бутромеева. – М.: Деконт плюс, Подкова, 2000. – 336 с.
Полезные ссылки:
|