Виват, Россия. Гимны России XVIII - начала XX века

Наступила эпоха Петра I. В результате петровских реформ Россия была преобразована в милитаризованное государство. Зазвучали торжественные канты — светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. Празднование военных побед сопровождалось виватными кантами (от слова «виват!» - «да здравствует!»). Канты являлись разновидностью гимна. Они сочинялись к определенным случаям, по заказу двора и исполнялись, как часть торжественного праздничного действа. Под залпы салюта, гром литавр и огни фейерверков канты восхваляли Бога, прославляли победы и успехи молодой державы и «российского орла». Среди них были, например, такие: «Виват, Россия, именем преславна!» и «Радуйся, российский орле двоеглавый!».

В XVIII в. в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». После заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. его пел, стоя на коленях, сам Пётр Великий. Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских государей.

В самом конце царствования первого императора появляется знаменитый Марш лейб-гвардии Преображенского полка, который стал первым неофициальным гимном России.

Этот марш звучал при штурме Измаила (1790), при сражениях под Бородино (1812) и Лейпцигом (1813). Его мелодия широко известна и теперь: она являлась непременным атрибутом военных парадов на Красной площади.

В конце XVIII в. был создан гимн-марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А.В. Суворова, П.А. Румянцева и флотоводца, адмирала Ф.Ф. Ушакова.

В декабре 1790 г. русские воины под руководством Суворова совершили беспримерный подвиг — взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил и уничтожили 30-тысячную турецкую армию. В честь замечательной победы ближайший сподвижник Екатерины Великой Г. А. Потёмкин в апреле 1791 г. дал грандиозный бал, на котором в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов грянули марш-полонез «Гром победы, раздавайся!» (текст марша). У присутствовавших в зале на глазах заблестели слёзы. И действительно, «Гром победы» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за своё Отечество, воодушевлял россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников. Автором прекрасных панегирических стихов был Г.Р. Державин, а музыку к ним написал О.А. Козловский.

«Гром победы» являлся существенным элементом патриотического воспитания русского дворянства. Именно этот неофициальный гимн внес огромный вклад в формирование того психологического настроя, который помог русскому народу выстоять в Отечественной войне 1812 года и сокрушить империю Наполеона.

Известно, что Екатерина была «нежной матерью» для всех, кроме своего собственного сына и наследника. Павел I попытался низвергнуть «Гром победы» с его «гимнических» высот. Он предпочитал знаменитый гимн «Коль славен наш Господь в Сионе...» (Сионом называли обитель Бога на небесах и на земле), созданный лишь чуть-чуть позже «Грома победы» близкими к кругу императора людьми (текст гимна).

Появление этого гимна, или духовной песни, связано, вероятно, с увлечением русского дворянства масонством, религиозно-этическим движением, возникшим в Европе в конце XVIII в. и проникшим в Россию.

Масоны ставили своей задачей создание тайной всемирной организации с утопической целью объединения человечества в религиозном братском союзе. В годы правления Александра I масонские организации были запрещены. Однако целая плеяда деятелей культуры конца XVIII — начала XIX в. оказалась причастной к масонству. Среди них были и создатели духовного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе...» —известный поэт того времени и одновременно важный чиновник, куратор Московского университета, действительный тайный советник - М. М. Херасков и композитор, ставший классиком хоровой музыки, с 1796 года управляющий Придворной певческой капеллой Д. С. Бортнянский. Точное время написания гимна неизвестно. Предположительно это произошло между 1790 и 1801 гг .

Гимн Хераскова и Бортнянского обрёл громадную популярность. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии. Гимн привлекал сердца людей, прежде всего, необычайно искренним обращением к Богу. Это был настоящий духовный гимн.

Насколько Преображенский марш выразил грозную силу и стойкость русской армии и поэтому не потерял своего значения на протяжении трех веков, настолько же пронзительная и чистая мелодия «Коль славен» выразила самую душу русского народа. Долгое время (до 1917 года) куранты московского Кремля попеременно вызванивали мелодии Преображенского марша и гимна «Коль славен». Если первая мелодия горячила кровь, то вторая — умиротворяла, создавала светлое настроение. Как и Преображенский марш, «Коль славен» никогда не был в забвении. (Полтора века спустя, в 1950 г., Д. Шостакович использовал мотивы «Коль славен» в уникальной по чистоте мелодии песни «Родина слышит, Родина знает» на слова Е. Долматовского).

Первый официальный государственный гимн России обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. всколыхнула всё русское общество, вызвала в нём небывалый всплеск патриотизма. Русская армия освободила от наполеоновского нашествия не только Отечество, но и всю Европу, низвергнув французского императора с пьедестала непобедимого полководца.

В 1814 г. русские войска вступили в Париж. Имя России гремело повсюду. Толпы парижан встречали Александра I как героя. Русские офицеры и солдаты, пройдя от стен Москвы до берегов Сены, покрыли себя немеркнущей славой.

В 1813 г. в Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!». «Песнь русскому царю» создал известный поэт, переводчик, учёный-филолог А.X. Востоков.

В 1815 г. появился новый текст песни под названием «Молитва русских». Как все гимнические песнопения, текст "Молитвы" был кратким и легко запоминающимся. Автором этих строк был замечательный поэт В. А. Жуковский . В начале 1816 г. «Молитву русских» исполнили на параде в Варшаве при официальном прибытии императора Александра I.

19 октября 1816 г. на торжественной церемонии, посвященной годовщине Царскосельского лицея, вновь прозвучал гимн Жуковского на английскую музыку. На этот раз он был дополнен двумя куплетами, написанными лицеистом А. Пушкиным. Однако, как официальный, пушкинский текст никогда не использовался. Александр I распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам при встрече императора. Так в 1816 г. гимн приобрёл официальный характер.

Но положение, когда музыкальным символом России является иностранный гимн, не могло длиться долго.

В 1833 году, по указанию императора Николая I, состоялся своего рода закрытый конкурс на новый гимн России. Из поэтов в конкурсе участвовали Нестор Кукольник , вновь Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов - Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю угодили Львов и Жуковский, и полубританская «Молитва русских» уступила место новому национальному гимну «Боже, царя храни!» (текст гимна).

Первое публичное исполнение гимна состоялось 11 декабря 1833 г. в московском Большом театре. К хору присоединилась вся драматическая труппа, включая великого артиста М.С. Щепкина. Пели сразу около 400 человек. Публика встретила гимн восторженно, слушая стоя. Гром рукоплесканий и крики «ура» долго не смолкали.

25 декабря 1833 г. гимн прозвучал в Зимнем дворце в Петербурге, когда торжественно отмечалась годовщина изгнания из России «Великой армии» Наполеона.

31 декабря 1833 года последовал указ Николая 1: На парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочинённую музыку.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент — Александровский столп — в честь победы Александра I и всего русского народа над Наполеоном в войне 1812 года. Торжественное его открытие сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн «Боже, царя храни!». С тех пор гимн Львова звучал везде — и в армии, и при дворе императора, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая II от престола.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Мужественный, спокойный, пламенный напев — так охарактеризовал гимн Р. Шуман. П.И. Чайковский ввёл «Боже, царя храни!» в два своих произведения — в «Славянский марш» и в увертюру «1812-й год». Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.

Россия знала ещё несколько мелодий, ставших, по сути, её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И. Глинке, автору оперы «Жизнь за царя», посвященной подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, ценой своей жизни спасшего царя Михаила Романова.

Премьера оперы прошла в ноябре 1836 г. с таким триумфом, которого давно не знала русская сцена. Особую любовь публики снискало исполнение знаменитого «Славься» великолепным хором в финале оперы, в сцене, когда народ величает на Красной площади нового царя Михаила Романова.

В начале XX в. появился ещё один очень известный марш, который тоже стал своего рода гимном страны. Это марш «Прощание славянки». Его сочинил военный музыкант, дирижёр и композитор В. И. Агапкин под впечатлением начавшейся в 1912 г. освободительной войны на Балканах, когда болгары, греки и сербы мужественно сражались с османскими завоевателями за свободу и независимость своей Родины. Им на помощь отправлялись и многочисленные русские добровольцы. Под трогательную и щемящую музыку прощались они с Родиной.

Марш полюбился, он звучал и в Первую мировую войну, и в гражданскую, и в годы Великой Отечественной войны. Под звуки марша «Прощание славянки» уходили 7 ноября 1941 г. с парада на Красной площади прямо на передовую советские воины.

Эта мелодия часто исполняется и в наши дни.

Источник: Голованова, М.П., Шергин, В.С. Государственный гимн России: Рождение государственных гимнов / М.П. Голованова, В.С. Шергин // Государственные символы России. – М., 2005. – С. 129-141.

Литература: Борисов, Д. Гимн: государственная символика / Д. Борисов // История. – 2001. - № 7. – С. 1-3.
Государственный гимн Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе / сост. М.К. Антошин. - М., 2003. – С. 45-48.
Киселева, Л. "God save the King" или "Боже, царя храни": о путях становления гимна как национального символа /Л. Киселева // Неприкосновенный запас. - 2001. - № 1.
Соболева, Н.А. Из истории отечественных государственных гимнов / Н.А. Соболева // Отечественная история. – 2005. - № 1. – С. 3-19.
Соболева, Н.А. «Славься, Отечество…» / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. - М., 2002. – С. 168-176.
Тутунов, В. Гимны России: к истории вопроса / В. Тутунов // Музыкальная жизнь. – 2000. - № 4. – C. 34-35.
Шаповалова, О. Музыкальный энциклопедический словарь / О. Шаповалова. – М.: РИПОЛ классик, 2003. – 704 с.

Полезные ссылки: Музей русских гимнов; Гимны России; Гимн России; Символы Российского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  наверх